Василий Носиков (vasily_nosikov) wrote,
Василий Носиков
vasily_nosikov

Литературное


Борхес в "Анализе творчества Герберта Куэйна" описывает некую несуществующую повесть. На первый взгляд - это классический английский детектив: загадочное убийство, детектив, финальная разгадка. Книга заканчивается такими словами: "Все полагали, что встреча двух шахматистов была случайной". Детектив ошибся, но читатель, внимательно перечитав повесть и как следует подумав, может самостоятельно определить убийцу.

Подумал, что на сегодняшний день это выглядит несколько наивно. Скажем, Мартину не надо писать "Все гадали, кто же мать Джона Сноу, ошибочно полагая, что с отцом-то все ясно". Фанаты и без этого вполне себе оказались способны связать воедино разбросанные подсказки. Ну, Мартин ладно - он все же по количеству спрятанных загадок стоит особняком, но поиск второго дна в современной художественной литературе, восприятие художественного текста как загадки, решить которую - задача читателя, сегодня встречается довольно часто. Сходу могу назвать Гарри Поттера (гуглить "Большая игра профессора Дамблдора"), "Террор" Симмонса. Ну и конечно же "Имя Розы" Умберто Эко - тут уж без комментариев.

Судя по всему выросло это именно из того борхесовского рассказа через Умберо Эко. В "Имени Розы" используется сразу несколько борхесовских сюжетов, и сам классик введен как один из персонажей. Занятно видеть, как то, что шестьдесят лет назад было лютым авангардом, сегодня нормально себя чувствует даже в формате фэнтези.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments